COP29. Поиски решений глобальных климатических вызовов. Инициативы от Президентов государств Центральной Азии

Дата публикации: 29 ноября 2024

Становится тенденцией, что Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), и Бакинский КС-29 не стал исключением, завершается небольшой сенсацией. Если на 28-ой Конференции сторон (КС-28) РКИК ООН историческим моментом стал запуск в полную силу деятельности Фонда компенсации потерь и ущерба, то на КС-29 беспрецедентным событием явилось согласование новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию (NCQG).

 

Согласно NCQG развитые страны обязуются выплачивать не менее 300 миллиардов долларов США в помощь уязвимым государствам, чтобы они более эффективно адаптировались к последствиям изменения климата и смогли к 2035 году перейти на «зеленую» энергетику.

Но есть и другие цифры. Так, по данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency) в чистые энергетические технологии необходимо к 2030 году инвестировать около 4 триллионов долларов США в год, чтобы достичь к 2050 году чистого нулевого уровня выбросов. Кроме того, собственно переход к низкоуглеродной экономике требует инвестиций в объеме не менее 4–6 триллионов долларов США в год.

Не случайно Президент Кыргызстана Садыр Жапаров, выступая на Всемирном климатическом саммите в Баку, призвал довести сумму помощи развивающимся странам в рамках климатического финансирования до 2-х триллионов долларов США с облегчением доступа к этому финансированию».

 

«Кыргызстан инициировал механизм по обмену внешнего долга на проекты климатического и устойчивого развития. Мы предлагаем реструктуризацию внешнего государственного долга страны путем применения механизмов замещения долга на конкретные зеленые проекты, в том числе используя механизм создаваемого Климатического Трастового фонда в Кыргызстане, из которого будут финансироваться проекты в сфере экологии и устойчивого горного развития».

Садыр Жапаров, Президент Кыргызской Республики

 

Еще одним не менее важным итогом Бакинского КС-29 стало согласование правил создания глобального углеродного рынка, поддерживаемого ООН. Торговля углеродными квотами станет стимулом сокращения выбросов и инвестирования в климатически-ориентированные проекты.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев еще раз упомянул об амбициозной цели Казахстана достичь углеродной нейтральности уже к 2060 году. Он отметил, что в ряду ставших привычными отраслями экономики – энергетика, промышленность, в которых необходимо сокращать выбросы, немаловажное значение имеет и сельское хозяйство и подчеркнул, что Казахстан, располагающий 200 млн. гектарами сельскохозяйственных угодий, является идеальной площадкой для внедрения «углеродного земледелия». Кроме того, Президент Казахстана отметил, что в рамках новой коллективной количественной цели по климатическому финансированию (NCQG) необходимо акцентироваться на помощи наиболее уязвимым к изменениям климата странам, в том числе тем, которые не имеют выхода к морю.

 

«Несмотря на то, что на долю Центральной Азии приходится всего 1% глобальных выбросов, этот регион сталкивается с многочисленными климатическими рисками. Чтобы повысить эффективность мер по реагированию на изменение климата, мы должны активно использовать такие передовые технологии, как искусственный интеллект, спутниковый мониторинг, а также другие цифровые инструменты, обеспечивающие раннее предупреждение и более эффективное управление водными и земельными ресурсами»

Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан

 

Об использовании новых технологий, но уже в контексте адаптации городов к изменению климата говорил Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

«Предлагаем образовать Альянс климатических столиц мира для трансфера передовых знаний и практик в области устойчивого развития мегаполисов и городов, страдающих от изменений климата, и провести его первый форум в Ташкенте»

Шавкат Мирзиёев, Президент Республики Узбекистан

 

Президент Узбекистана пригласил мировых лидеров – участников КС-29 РКИК ООН на Глобальный фестиваль цифровых «зеленых» инициатив, который состоится в регионе Приаралья в Международный день климата 15 мая 2025 года.

Озабоченность стран Центральной Азии сокращением запасов пресной питьевой воды нашла отражение в инициативе Таджикистана. Исходя из нее Генеральная Ассамблея ООН объявила 2025-й год «Годом сохранения ледников». Как отметил Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в выступлении мировых лидеров на глобальном климатическом саммите на основе этой резолюции был определен «Всемирный день ледников» и учреждён Трастовый фонд защиты ледников.

 

«Таджикистан внёс свой вклад в этот Фонд, призываем всех партнёров также поддержать эту инициативу. На основе данной резолюции, в мае следующего года запланировано проведение в Душанбе Международной конференции по защите ледников. В продолжение указанной темы по инициативе Таджикистана и Франции Генеральная Ассамблея ООН объявила 2025-2034 годы «Десятилетием поддержки криосферных наук»

Эмомали Рахмон, Президент Республики Таджикистан

 

Лидеры стран Центральной Азии также проявили единодушие и продемонстрировали приверженность к комплексному подходу в решении Глобальных климатических вызовов и активному участию всех сторон. Именно поэтому на всемирном климатическом форуме в Баку страны Центральной Азии предлагали реализацию инициатив исключительно регионального уровня.

Так, Таджикистан предложил создать Региональный координационный центр по гляциологии под эгидой Всемирной метеорологической организации и в сотрудничестве с другими партнерами по развитию.

Рефреном звучит и предложение Кыргызстана по сохранению и рациональному использованию водных ресурсов. Страна предлагает организовать Региональный центр по внедрению энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий.

В свою очередь для актуализации водной повестки и сохранения мировых водных ресурсов Казахстан поддержал инициативу Президента Азербайджана Ильхама Алиева по созданию Группы экспертов из прикаспийских государств с целью сохранения самого большого озера в мире – Каспийского моря. Тем более, что крупнейшая климатическая катастрофа планетарного масштаба – высыхание Аральского моря – дала странам Центральноазиатского региона горький урок и одновременно опыт объединения усилий по его сохранению и восстановлению. Примером такого сотрудничества стало создание Международного фонда спасения Арала главами государств Центральной Азии.

В этом контексте также показательна деятельность проекта «Программа по адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в бассейне Аральского моря» (CAMP4ASB), который реализовывался Региональным экологическим центром Центральной Азии (РЭЦЦА) совместно с ИК МФСА при финансовой поддержке Всемирного банка и Зеленого климатического фонда.

Зафар Махмудов, исполнительный директор РЭЦЦА, отмечает, что было реализовано более 300 проектов по климатически оптимизированному сельскому хозяйству с охватом около 40 000 человек в Таджикистане и Узбекистане и что CAMP4ASB продемонстрировал большую эффективность совместных усилий по сравнению с односторонними действиями.

 

«Сегодня, опираясь на сформированный фундамент, мы определяем новые горизонты для регионального климатического сотрудничества. Самое важное для стран Центральной Азии представлять свои климатические интересы и демонстрировать инвестиционную привлекательность каждой страны желательно в качестве единого региона»

Зафар Махмудов, исполнительный директор РЭЦЦА

 

Узбекистан также подчеркнул важность разработки единых подходов в предотвращении загрязнения трансграничных водных ресурсов и сохранении устойчивого биоразнообразия. Страна предложила разработать Декларацию об обязательствах по обеспечению здоровья и экологической безопасности речных экосистем под эгидой ООН.

Триггером объединения усилий для эффективного противостояния климатическим вызовам является ее всепроникающий глобальный характер. Эти процессы способствовали развитию активного сотрудничества и взаимодействия в странах Центральной Азии. Таким образом глобальные климатические природные вызовы естественным путем объединили страны, поскольку общие проблемы гораздо проще решать общими же усилиями.

Соответственно Правительствами пяти стран Центральной Азии – Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном – совместно с Европейским Союзом и ПРООН в соответствии с решением 4-й Общеевропейской конференции 1998 г. в Орхусе (Дания) в 2001 г. был создан Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА).

Региональная экологическая организация Центральной Азии призвана оказывать содействие экологическому сотрудничеству и устойчивому развитию в регионе.

В результате на диалоговых платформах, разработанных РЭЦЦА, страны Центральной Азии получили возможность живого сотрудничества, обмена успешными практиками, опытом, знаниями, взаимодействию на региональном уровне, направленном на улучшение управления природными ресурсами для их защиты и более эффективного развития государств Центральной Азии в условиях глобальных климатических перемен.

Содействие РЭЦЦА в экологическом взаимодействии стран ЦА предполагает широкий спектр довольно чувствительных климатических проблем региона. Накопленный за 24 года деятельности опыт, РЭЦЦА несомненно направит на поддержку успешной реализации озвученных лидерами государств Центральной Азии инициатив регионального уровня и останется верной своей стратегической миссии – оказывать широкое содействие эффективным практикам при активном взаимодействии заинтересованных сторон.

Жанна Хусаинова, консультант/эксперт по PR/коммуникациям, РЭЦЦА


  Назад